25 декабря 2023 года заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров, генерал-майор внутренней службы в отставке, доктор философских наук Владимир Ворожцов принял участие в работе IX Свято-Никольского Черноостровского Форума "От духовного возрождения провинции к возрождению России: в преддверии года семьи. Вера и семья. Вечные ценности. Церковь, образование, культура".
Доклад Владимира Ворожцова был посвящен обсуждению темы «Россия как страна-цивилизация: основные социокультурные ценности».
Открывая свое выступление, Владимир Ворожцов попросил прощения у председательствующего на заседании Митрополита Калужского и Боровского Климента за грех непослушания, поскольку он не готов согласиться с точкой зрения, что Калужская земля, хоть и в добром смысле, была названа провинцией.
В связи с этим Владимир Ворожцов высказал точку зрения о том, что Калужская земля с точки зрения духовности, коллективизма, уровня осмысления проблем, которые происходят и в стране, и в Калуге играет важную и заметную роль. Поэтому в глубине души считаю, что Калужская область – это вовсе не провинция, а это реально один из духовно-интеллектуальных и религиозных центров России.
Не случайно, что ежегодно, уже в течение ряда лет в Малоярославце для обсуждения на форуме избираются темы именно стратегические, поскольку развитие ценностей семьи — это важнейшая социальная проблема, во многом определяющая перспективы развития всей страны.
Когда я ознакомился с вопросами сегодняшней встречи, то еще раз обратил внимание на то, что сама тема форума ставит целый ряд очень сложных и, по большому счету, философско-мировоззренческих вопросов. Потому что семья – она и инструмент воспитания, и одновременно она оказывается продуктом воспитания. В философии это называется диалектическим единством, поскольку семья и сама воспитывается, и сама воспитывает.
Во-вторых, для полного понимания, в чем особенность семьи и воспитания в семье, и вообще всей педагогической деятельности хочу рассказать пример из своей практики работы в начале 90 годов в центральном аппарате Министерства внутренних дел России.
Однажды я подготовил замечания к материалам предстоящей Коллеги министерства и направил их лично Министру. После этого последовал прямой звонок от Виктора Федоровича Ерина, бывшего тогда министром, с предложением зайти и обсудить подготовленные мною предложения. Виктор Федорович одобрил их и сказал, что они ему понравились. Однако затем он отметил, что во всех моих материалах все таки заложена одна большая ошибка. Даже самые эффективные и продуманные редложения в решения уровня Коллегии не способны изменить ситуацию в стране в самой ближайшей перспективе, за несколько месяцев.
Надо понимать, что в управленческой деятельности федерального уровня мы работаем на будущее. Решения, принятые на уровне коллегии федерального министерства смогут реально заработать не раньше, чем через 5–7, а может быть и 10 лет.
Анализируя этот пример, следует понимать, что сейчас мы живем наработками и результатами деятельности наших предшественников и работаем на то будущее, которое ожидаем.
Поэтому предвидение – это важнейший элемент в системе образования и воспитания. Так, для любого мыслящего педагога горизонт планирования составляет 25–30 лет. И такой же горизонт планирования в семье. Гарантия прочности в 25–30 лет для семейного образовательного воспитания – это тот объективный потенциал, который в принципе может быть достигнут.
Почему этот вопрос с особой актуальностью встает именно сегодня? Если говорить с точки зрения науки философия, то в современных условиях, начиная с 2022 года, будущее неожиданно для многих "транслировалось в настоящее". Очень многое из того, о чем ранее говорили ученые, например, о тупике либеральных ценностей, порочности монетаристских теориий, навязанных нам стилей и моделей поведения, вдруг неожиданно начало воплощаться в современных условиях. В результате будущее, которое должно было настать лет через десять - пятнадцать, пришло в наше настоящее.
Убежден, что все новомодные педагогические стратегии последних десятилетий, такие, как неприкосновенность пространства ребенка, а также связанные с деформированным развитием личности ребенка, основанные на принципах единого индустриального мира, конвергенции мировых идеологий и многих других, продемонстрировали свою полную несостоятельность в наших условиях.
Становится очевидным, что современный российский педагог не может не быть консерватором. И, во-вторых, не может не быть патриотом. Эти два принципа являются объективной потребностью для любого современного педагога.
Не секрет, что сегодня особенно сложно анализировать вопросы теории образования и культуры, поскольку большинство современных ученых, в том числе в сфере философских, культурологических и политических теорий, оказались не готовы к произошедшему развитию событий, так как не смогли за предшествующие десятилетия разработать и предложить эффективную методологию осмысления происходящих вокруг нас процессов.
К сожалению, методологическая беспомощность перерастает и в идеологическую. Очевидно, что на протяжении тридцати с лишним лет в российскую педагогику искусственно насаждались совершенно чуждые классической отечественной школе концепции и теории. Они объективно не воспринимались российской педагогической системой.
Причем российская педагогическая система традиционно в течение нескольких столетий была в числе лучших и самых передовых в мире.
Как можно развивать новомодные образовательные учения, не учитывая опыт великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, призывавшего сделать русские школы русскими, а не французскими.
Или опыт Льва Семеновича Выготского, убежденного, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед и нацеленной на развитие.
Следует помнить и о том, что Антон Семенович Макаренко обосновал принцип, согласно которому личность может формироваться только в труде и в процессе совместной деятельности в коллективе.
И наконец, уникальный опыт Василия Александровича Сухомлинского, который сформировал систему воспитания счастливого человека. Не успешного, а счастливого, потому что счастливый человек неминуемо будет успешным.
У наших зарубежных советчиков мы не увидели ничего подобного, и не увидим, по одной естественной причине, поскольку идеологические и педагогические системы в обязательном порядке приобретают цивилизационный порядок.
И вот в условиях цивилизационных подходов ясно и четко был сформулирован принцип о том, что Россия – это отдельная цивилизация. Как известно, к числу государств-цивилизаций кроме нашей страны обычно относят Китай и Индию. Есть цивилизации, которые развиваются циклично и к ним относится англо-саксонская и другие.
В качестве особенностей русской цивилизации выделяют, во-первых, что на протяжении столетий сохраняла и развивала свой суверенитет. Если китайскую и индийскую завоевывали и подчиняли на долгое время, то российскую в полном объеме никто так и не смог завоевать.
И, во-вторых, самое сложное в борьбе цивилизаций – это технологическое соперничество. Так вот, русская и советская цивилизация оказалась единственной в мире, сумевшей в 50-70-е годы прошлого века обогнать западную в технологическом соперничестве. В результате этого мы в последствии и оказались объектом атаки.
Особенность современного периода заключается и в том, что в нынешних условиях мы последовательно теряем возможных союзников. Причем не по своей вине. Мы всегда считали, что в борьбе с антигуманными явлениями и различными извращениями можем опираться на поддержку ведущих религиозных деятелей других стран и некоторых конфессий. Однако сейчас мы видим, что недавно даже Папа Римский умудрился разрешить священникам благословлять однополые браки.
Но сейчас нужно говорить и том, что сражаясь с внешними врагами, мы должны ясно и четко понимать, что есть определенное количество духовных противников, вполне себе безбедно и счастливо живущих внутри нашего общества. И в этом плане закономерна столь негативная реакция в обществе, которая вызвала проведенная так называемой блогершой по фамилии Ивлеева «голая вечеринка».
Примечательно, что года два назад такой гневной реакции на это событие не было бы. Да и вообще негативной реакции могло и не быть, кроме взаимовосхваления ее участников. Следует признать, что сейчас мы живем в другом мире. Мы констатируем, что значительно изменилось отношение общества к чуждым для нас явлениям.
Убежден, что обстоятельный анализ духовно-нравственных процессов, происходящих в обществе, невозможен без обсуждения всего комплекса взаимоотношений старшего и младшего поколений.
Дело в том, что отношение к старшим за последние столетия так же изменилось вовсе не случайно. Многие столетия старшее поколение всегда было носителем как профессионального, так и социального опыта. При классическом укладе общественной жизни в крестьянской семье именно старшее поколение всегда определяло где сеять, когда охотиться, как в целом жить семье.
Поэтому в традиционном историческом обществе старшее поколение долгое время оставалось абсолютным авторитетом и значимой ценностью. Знания и опыт пожилых людей по праву считались особой ценностью, основой стабильности и гарантией дальнейшего развития.
Однако, начиная со второй половины 19 века, и особенно с начала 20 века, появилась новая тенденция – начала расти ценность ребенка в ущерб цены опыта и авторитета старшего поколения. Благодаря книгам, а затем интернету, у молодого поколения в последние десятилетия появились новые, независимые от старшего поколения, формы освоения самого разнообразного опыта.
В итоге, когда "профессиональный" статус людей старшего поколения начал снижаться, это привело к еще одному очень опасному социальному перекосу – одновременно у многих молодых людей возникало негативное отношение и к некоторым "устаревшим" традиционным ценностям, отрицание нравственного, жизненного и социального опыта людей старшего поколения.
Поэтому задача воспитателей разорвать именно эти негативные процессы. Для того, чтобы смотреть в будущее, следует опираться на опыт старшего поколения. Если ты не стоишь на плечах старшего поколения, то ты не увидишь и не достигнешь желанного будущего.
Поэтому именно в современных условиях роль педагогов и священнослужителей приобретает особое значение.
Так, большинство ведущих военных специалистов всегда подчеркивали и продолжают подчеркивать исключительную значимость в боевых действиях именно штурмовой пехоты, с тяжелого труда которой, с ее стойкости и твердости начинается, а потом и завершается любое сражение.
По большому счету школьные педагоги, воспитатели детских садов, люди духовного звания и призваны стать стать сегодня своего рода штурмовой пехотой, закладывающий самый прочный фундамент семейных и традиционных ценностей в сознание и души юных граждан, делающих первые серьезные шаги в окружающий их мир.