На главную

Владимир Ворожцов выступил на заседании Магаданской областной Думы

Выступление Председателя Президиума Центрального совета Партии пенсионеров, доктора философских наук В.П.Ворожцова на заседании Магаданской областной Думы 23 ноября 2024 года:

Следует признать, что даже такой самостоятельной сферы, как социальное право, в России объективно пока не существует. Действующие сегодня законодательные и подзаконные акты различного уровня в сфере социального обеспечения противоречат друг другу и актам иных отраслей законодательства, прежде всего, бюджетного законодательства. Все это и многое другое не позволяет государству надлежащим образом эффективно гарантировать конституционные социальные права граждан.

Партия пенсионеров считает, что современное законодательство о социальном обеспечении России, к сожалению, не обладает единым кодифицированным актом, но, при этом, содержит огромный массив противоречивых, несовершенных нормативно-правовых актов, требующих систематизации и обновления.

Так, систему социальной поддержки населения Российской Федерации сегодня регулирует более 125 федеральных нормативных правовых актов и огромное количество региональных документов. Большинство из них не систематизировано, концептуально не едино, нередко противоречит друг другу, зачастую носит заявительный характер.

Значительные группы населения нередко просто не знают о существовании полагающихся им тех или иных льгот и, соответственно, не пользуются ими. Исполнение многих из нормативных актов в сфере социальной защиты не подкреплено конкретными источниками финансирования. В итоге, существующий массив, принятых и действующих нормативных актов создает проблемы как получателям помощи, так и самим органам власти. Поэтому вопрос об актуальности систематизации законодательства о социальном обеспечении не вы-зывает сомнений.

Аналогичные проблемы возникают и в системе пенсионного обеспечения, которое регулируется десятками нормативных актов федерального, регионального и ведомственного уровня. Их многообразие и не системность так же приводят к постановке вопросов социальной справедливости: кому, какая пенсия и в каком объеме должна полагаться с учетом региональных доплат и выплат?

Запутанность нормативной базы пенсионного обеспечения граждан была наглядно продемонстрирована в 2018 году, когда повышение пенсии на тысячу рублей, к удивлению руководителей финансово-экономического блока правительства, привело в ряде случаев к увеличению конкретных выплат всего на сто рублей.

Показательно, что несколько субъектов Российской Федерации в последние годы самостоятельно разработали и приняли свои Социальные кодексы. Сегодня социальные кодексы действуют в семи регионах страны.

Все региональные примеры кодификации социального законодательства доказывают возможность объединения в одном документе нормативных положений, регулирующих всю систему мер социальной поддержки в натуральной и денежной форме для различных категорий граждан, оказания адресной социальной помощи малоимущим гражданам, и даже предоставление социальных услуг в рамках социального обслуживания населения. Однако концептуально и структурно они все же существенно разнятся.

Партия пенсионеров считает, что в настоящее время становление и продвижение Социального кодекса объективно сталкивается со значительными проблемами, поскольку требуется переосмысление всей системы социальной поддержки, формирование новых принципов ее предоставления, постановка новых актуальных целей и задач, упорядочение действующего и формирование нового понятийного аппарата.

Прежде всего, необходимо определить уровень социальной защиты жителей региона. Партия пенсионеров полагает, что главный критерий эффективности – это степень удовлетворения ведущих социальных потребностей и защиты основных прав личности. Понятно, что данный показатель может носить только комплексный характер с учетом особенностей колымского края.

Партия пенсионеров надеется, что благодаря продуктивному диалогу с ведущими учеными страны и практиками сможет определить достаточные и необходимые разделы Социального кодекса.

По всей видимости, в нем должны быть представлены следующие блоки:

- социальное обеспечение материнства и детства, включая сирот;

- социальное обеспечение учащихся (школьники, студенты, аспиранты, молодые специалисты);

- социальная защита инвалидов; - социальная защита граждан в особых условиях (проживающих в отдаленных регионах, особые условия труда, оказавшиеся в особой ситуации за границей и т.д.);

- социальные гарантии жилищных и коммунальных услуг;

- социальная защита граждан, находящихся на государственной гражданской службе;

- социальная защита граждан, несущих военную и правоохранительную службу.

Особым разделом Социального кодекса должен быть Пенсионный кодекс.

По нашему мнению, завершать Социальный кодекс должен раздел о ритуальном пособии.

Понятно, что каждый из этих разделов неизбежно станет объектом активнейших дискуссий правоведов. Но и это не все! Партия пенсионеров считает, что в структуре Социального кодекса могут быть и такие разделы как:

- социальная защита участников Специальной военной ситуации и членов их семей;

- социальная защита лиц, пострадавших вследствие аварий и стихийных бедствий;

- права и обязанности волонтеров, благотворительных организаций и иных структур гражданского общества в вопросах организации социальной защиты граждан.

- в какой степени государство обязано поддерживать тех, кто не нес никаких социальных обязательств, или, хуже того, вредил государству?

- пенсия – это пособие или фактор социальной справедливости, механизм благодарности поколений?

По мнению Партии пенсионеров, необходимость утверждения Социального кодекса вытекает из принципов социального государства, зафиксированных в статье 7 Конституции Российской Федерации.

Согласно этой правовой норме, общественное развитие должно базироваться на основе социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Иными словами, функцию социальной защиты населения должны обеспечивать все государственные органы и все должностные лица без исключения на вверенных им участках работы.

Отсюда появляется триада: функции государства – функции специализированных органов социальной защиты – функции гражданского общества. Их главная задача – обеспечить единство общества и государства. Мировой опыт свидетельствует о том, что кодифицированные нормативные правовые акты принимаются для регулирования наиболее значимых для государства областей общественной жизни и им отдается приоритет в правоприменительной деятельности.

Утверждение Социального кодекса обеспечит возможность объединения, раздельно функционирующих сегодня норм кодекса и норм иных источников права в одном акте норм, регулирующим весь комплекс отношений по социальному обеспечению. Это позволит определить законода¬тельную базу социального обеспечения, его соотно¬шение с международными нормами и принципами, указать источники финансирования социального обеспечения, закрепить структуры органов управления социальным обеспечением и процедуры обжалования их решений, и многое др.

Кроме того, это станет основой преодоления существующей сегодня дифференциации уровня социального обеспечения граждан, проживающих в различных регионах страны с разными экономическими возможностями.

Партия пенсионеров поддерживает мнение научного сообщества, считающего, что принятие Социального кодекса способно вывести социально-обеспечительные отношения на более высокий уровень нормативно-правового регулирования.

Это, в свою очередь, даст возможность простым людям с большей наглядностью убедиться в истинных намерениях власти, ее стратегии в деле обеспечения пенсионеров, малоимущих и других категорий граждан.

Исполнительная власть будет вынуждена ограничить свою нормотворческую деятельность в виде всевозможных инструкций, разъяснений, телефонограмм, писем, многие из которых по своей природе не являются нормативными правовыми предписаниями, но в практической деятельности, порой, подменяют действующее законодательство.

Среди «проблемных» вопросов государственной социальной политики можно особо выделить разработку и принятие законодательства, обеспечивающего структурное согласование механизмов регулирования и контроля социальной сферы на федеральном и региональном уровнях.

Вот почему Партия пенсионеров полагает целесообразным предложить Магаданской областной Думе рассмотреть и обсудить вопрос о перспективах кодификации регионального законодательства по ряду ведущих направлений деятельности региона.