Сегодня, 15 марта, отмечается Всемирный день прав потребителей.
Убеждены, что в связи с этой датой многие представители старшего поколения вспомнят добрую комедию Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу». Эта комедийная лента рассказала о том, как благодаря неравнодушной позиции героев фильма «заштатное» и непригодное для комфортного времяпрепровождения кафе превратилось в удобное и современное заведение, способное порадовать любого гостя.
Действительно, в советские времена именно жалобная книга была одним из основных инструментов по защите прав потребителей, не желавших мириться с плохим обслуживанием или приобретать товары низкого качества. И следует признать, что даже такая простая форма воздействия на торговлю и сферу услуг, как жалобная книга, была очень эффективной и результативной.
Отрадно осознавать, что в последующие годы, наряду с ростом многочисленных проблем, в том числе с качеством товаров и услуг, внимание к проблеме защиты прав потребителей возрастало. На сегодняшний день этими вопросами занимаются и федеральное ведомство Роспотребнадзор, и авторитетные общественные организации, такие, как Российский Союз потребителей.
В настоящее время, благодаря усилиям по воплощению основополагающих принципов защиты прав потребителей в конкретные нормы законов, у простых граждан дополнительно появились гарантии не только на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, но и на возмещение ущерба и государственную, а также общественную защиту своих интересов.
Важно иметь в виду, что именно пенсионеры являются самой многочисленной и наименее социально защищенной группой российских потребителей. Поэтому формирование эффективной и надежной системы защиты их прав как потребителей товаров и услуг одновременно является и дополнительным фактором их социального благополучия.
В связи с отмечаемой датой Партия пенсионеров хочет напомнить, что наша принципиальная позиция о необходимости неуклонного расширения диапазона прав потребителей особенно значимо проявилась в период введения ограничений из-за распространения коронавирусной инфекции.
Именно тогда мы настойчиво предлагали ввести в обязательном порядке услугу по бесплатному тестированию на наличие вирусов для представителей старшего поколения. Мы подчеркивали, что поскольку большинство из них вынуждено было выполнять рекомендации по соблюдению режима самоизоляции, тестирование следовало проводить, либо в домашних условиях, либо организовываться с помощью службы социального такси, обеспечивающего посещение пожилыми людьми диагностических лабораторий.
Кроме того, мы добивались чтобы средства, полученные от штрафов за несоблюдение режима повышенной готовности, использовались на обеспечение простых граждан средствами индивидуальной защиты.
Но самая важная и значимая инициатива, выработанная в то время Партией пенсионеров совместно с Российским Союзом потребителей и не потерявшая актуальность сегодня, касалась предложения о необходимости реализации проекта по предоставлению низкодоходным группам населения кредитных обязательств федерального бюджета, погашаемых получателями при покупке товаров отечественного производства.
К сожалению, это предложение до сих пор обсуждаются в кулуарах чиновничьих кабинетов. Однако мы уверены в правоте своих требований, а потому будем неустанно добиваться расширения прав потребителей посредством развития адресной продовольственной помощи путем выдачи нуждающимся предоплаченных бюджетом продовольственных карт.
Настроение человека, его здоровье, социальное и финансовое благополучие зачастую напрямую зависят от того, как обеспечены его потребительские права. Не случайно, что в гарантированной защите их Партия пенсионеров видит одну из своих программных задач.