Свой доклад на заседании Клуба Мудрецов Партии пенсионеров по теме «Консервативная идеология и современная Россия» известный российский философ, конфликтолог, специалист в области философии силового принуждения, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор философских наук, профессор, Председатель отделения Российского философского общества в Московской области Вячеслав Колотуша посвятил анализу фундаментальной роли гуманитарных дисциплин в становлении мировоззрения и патриотического сознания выпускников российских вузов.
Прежде всего докладчик поддержал точку зрения, высказанную чуть ранее участником дискусии, профессором Станиславом Некрасовым, о необходимости и важности научной разработки учебного курса новой дисциплины «Основы российской государственности», особо подчеркнув, что в системе современного образования в обязательном порядке должны транслироваться основополагающие идеи, на которых базируется российское государство.
Вместе с тем Вячеслав Колотуша выразил определенную тревогу из-за того, что пока у разработчиков отсутствует отчетливая «точка сборки», плюс в ряде случаев присутствуют элементы кампанейщины при выборе и подготовке разделов нового учебного курса.
Далее он напомнил, что чуть ранее, казалось бы в благих целях, произошло увеличение количества часов подготовки для изучения истории, но одновременно с этим чиновники сократили учебную нагрузку по другим гуманитарным предметам.
Теперь, внедряя новую дисциплину, следует понять за счет каких именно предметов это планируется делать.
– Считаю абсолютно ошибочной нынешнюю готовность чиновников до бесконечности сокращать учебное время для преподавания философии, - пояснил Вячеслав Колотуша.
В связи с этим непонятно: как, провозгласив десятилетие науки, мы намереваемся готовить студентов к решению серьезных научно-технических задач, не вооружая их современной научной методологией.
Убежден, что без философии, формирующей у студентов основополагающие знания о развитии человеческой мысли, невозможно рассчитывать на то, что выпускники вузов смогут обладать теоретически оформленным мировоззрением.
– Если мы хотим оставаться последовательными консерваторами и традиционалистами, то обязательно должны вернуться к советскому опыту.
В Советском Союзе отчетливо понимали, что при любом обучении и по программам средней школы, и по программам высшего профессионального образования, всегда было необходимо изучение гуманитарных предметов.
И как мы помним этот гуманитарный блок дисциплин всегда был целостным и комплексным, включал в себя изучение истории, философии и политической экономии, - отметил Вячеслав Колотуша.
Если задать простой вопрос: откуда родилась концепция дисциплины «Основы российской государственности», то большинство из нас не ошибется, вспомнив учебную дисциплину под названием «Научный коммунизм», в былые годы завершавщую процесс обучения в вузах Советского Союза.
Затем, в 90-е годы, многие преподаватели научного коммунизма "эмансипировались" в политологов. Вероятно сейчас и они вспомнили о своем происхождении, поскольку именно научный коммунизм в то время и обобщал знания об основах существовавшей в то время государственности.
Важно, что дисциплина «Научный коммунизм» в то время базировалась на прочной платформе знаний философии, политической истории и экономии. Поэтому, выстраивая новую дисциплину - «Основы российской государственности», необходимо сохранить такую же методологическую базовую платформу.
Если этого не сделать, то мы построим очередной замок на песке, - заявил Вячеслав Колотуша.
Далее, говоря о современном состоянии философских знаний, Вячеслав Колотуша обратил внимание на серьезную проблему дефицита высококвалифицированных специалистов в области социальной философии.
Причина этого состоит в том, что многие философские курсы до предела упростились и фактически нередко превратились в преподавание истории философии, не ставящей перед собой задачи систематизировать знания студентов об окружающем мире и тенденциях развития общества.
Отметив важность культивирования и развития традиционных ценностей, Вячеслав Колотуша заявил, что это только первый ряд необходимых воспитательных усилий.
Следующим необходимым шагом должно стать формирование общественных идеалов. И здесь следует понимать, что формирование национально идентичного и гуманистического общественного идеала может базироваться только на основе социальной философии.
Исходя из такого понимания роли социальной философии в формировании мировоззрения российских граждан, считаю, что именно она в наше время должна быть ядром всего гуманитарного блока.
Если человек обучен, но не воспитан, значит он не образован!
Сегодня мы видим, что отсутствие комплексной образовательной политики, обеспечивающей единство обучения и воспитания, на практике приводит к тому, что мы готовим за государственные деньги специалистов, в том числе очень хороших профильных специалистов, для которых идеалы нашего общества и патриотические ценности не имеют никакого значения.
– Поэтому убежден, что необходимо системное включение целостного гуманитарного цикла предметов в обучение по всем направлениям подготовки и специальностям. Нам нужны патриоты своего Отечества - подчеркнул Вячеслав Колотуша.
Завершая свое выступление, Вячеслав Колотуша поддержал позицию Партии пенсионеров, заявляющую о необходимости активного вовлечения старшего поколения в жизнь современного общества.
– Мы люди не из прошлого, а гости из будущего, поскольку объективно оказались тем поколением, у кого есть позитивный опыт созидания и кто знает, что и как надо делать!
Мы выросли в советской школе, получили высшее образование в советских вузах и оттого хорошо понимаем, как следует комплексно решать задачи по обеспечению максимального благополучия нашей страны, - подытожил свое выступление Вячеслав Колотуша.